Реставрация уникальных экспонатов

Археологические недвижимые памятники: курганы, наскальные изображения, изваяния являются ресурсом современного общества, так же как нефть, газ – природные ресурсы, которые активно использует современное человечество. Археологические памятники  такой же ресурс, своеобразный, интеллектуальный, общеобразовательный, научный. Мы современное человечество, его не создавали. Наша задача – умело его использовать и бережно к нему относится.  

А.И. Мартынов д. и. н. профессор, академии РАЕН

Желание увидеть сокровища музея привлекает в залы многочисленных посетителей, но, чтобы оно стало возможным, необходима огромная постоянная работа реставраторов.

Этот научный каталог посвящен реставрации памятников уникальных экспонатов в Национальном музее, где существует служба консервации и реставрации, которая была создана с первых дней открытия музея. Уже тогда стали проводится мероприятия по сохранению памятников культуры в первую очередь, изобразительного и прикладного искусства, таких как, живопись и графика, ювелирные изделия, керамика, коврово­-войлочные изделия и ткани.

Каталог по отреставрированным уникальным экспонатам Национального музея один из первых научных каталогов в Казахстане. В дальнейшем планируется выпускать подобный сборник регулярно, по мере накопления отреставрированных уникальных экспонатов реставраторами Национального музея. Издание рассчитано на специалистов по реставрации и привлечет внимание более широкого круга читателей, которым будет интересно познакомится с «тайной» реставрационного дела и узнать, как возвращаются к жизни и готовятся к экспонированию уникальные памятники культуры, хранящихся в Национальном музее.

Данный первый в Казахстане каталог по отреставрированным уникальным экспонатам Национального музея познакомит читателей с новыми подходами и методами реставрационной деятельности, расширит знания о профессии реставратора, проявит интерес к данной деятельности.

Цель научного каталога - альбома по реставрации уникальных экспонатов, заключается в знакомстве читателей с новыми подходами и методами реставрационной деятельности Национального музея, расширить знания о профессии реставратора и проявление интереса к данной профессии, популяризация уникальных музейных экспонатов хранящихся в фондах Национального музея. 

 

 

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА, КОЖИ И КОСТИ

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 378 экспонатов.

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ТКАНИ И КОВРОВО-ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 75 экспонатов.

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ КЕРАМИКИ, ФАРФОРА И СТЕКЛА

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 36 экспонатов.

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, БУМАГИ

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 99 экспонатов.

 

 

Во всех перечисленных секторах ведется системная  работа по всем видам реставрационной деятельности   археологических памятников культуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, основной уклон ставится имено на подержание и сохранение памятников культуры находящиеся в фондах Национального музея. Огромная ответственность ложится на плечи специалистов реставрации и руководителей секторов, которые ведут кропотливую работу и отвечают за качество своей работы сохраняя все требования соответствующие  методике от рестоврации и до консервации.

В отделе консервации и реставрации четыри сектора в  котором 16 сотрудников работают в различных направлениях, согласно спицифике их деятельности, среди которых есть опытные специалисты своего дела с большим стажем за спиной которых большой опыт в реставрационной деятельности.

Во всех секторах молодые специалисты набирают теоретичесий и практический опыт реставрационого дела перенимая опыт у свойх коллег. На пртяжении всей деятельности работы службы реставрации и консервации существует некая приемствованость поколений, которая служит благоприятной основой для развития практикического опыта реставрационной деятельности в Национальном музее. 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

Реставрационная работа над чапаном Абылайхана и чапан Казыбек бия

Художники-реставраторы:  Жайлаубай Т., Жайлаубай Н.

ЧапанАбылайхана до реставрации

Восстановленный чапан Абылайхана

Так выглядел чапан Казыбек бия до реставрации

Чапан Казыбек бия во время реставрации

Восстановленный чапан Казыбек бия

Художники-реставраторы:  Жайлаубай Т., Жайлаубай Н.

Составители:

Руководитель отдела консервации и реставрации Т.Ш. Абылкасимов

Методист службы консервации и реставрации Е.М. Молдагалиев

Укили Ыбрай казахского народа

      22 февраля 2017 года в Национальном музее Республики Казахстан состоялась лекция-концерт преподавателя Казахского Национального университета искусств Сырыма Мухамеджанова, посвященная традиционному певческому искусству казахского народа, а также жизни и творчеству народного композитора Укили Ыбрай.
      Мероприятие организовано Научно-исследовательским институтом «Национальное достояние» в рамках программы «Традиционное музыкальное наследие», направленной на возрождение и популяризацию традиционного музыкального искусства казахского народа.

      Ведущий лекции-концерта Сырым Мухамеджанов открывая мероприятие вкратце остановился на особенностях творчества Укили Ыбрая: «Творчество Укили Ыбырая многогранно. Он с удивительным мастерством исполнял свои песни и красиво преподносил слушателю. Посещая разные регионы он мог привносити в свои песни какие-то местные особенности исполнительства, местный колорит. Поэтому его песни дошли до нас в разных вариациях. Больше всех вариантов имеет его знаменитая песня «Гәкку». Пусть первой песней сегоняшнего вечера будет именно эта песня!», после этих слов он взял в руки свою домбу, и начал исполнять всеми любмые песни великого народного композитора.
      Народный композитор Укили Ыбрай Сандыбайулы является автором около 50 песен. В числе которых, можно назвать такие известные и популярные в народе песни, как «Қарақат көз», «Арарай», «Кідік-ай», «Бір қызық ит жүгіріп аң ауласа», «Дүние», «Шалқыма», «Көкше», «Сүйгенім кете барды қасыма еріп», «Қалқа бел», «Қалдырған», «Желдірме». А вершина творчества Ыбрая - песня «Гәкку» является одной из жемчужин казахского музыкального искусства.

Клуб студентов в Национальном музее

      21 февраля 2017 года в Национальном музее РК Отдел музейной педагогики и детского творчества в рамках музейно-образовательного проекта «Дана» провел церемонию открытия клуба студентов в музее.
      Младший научный сотрудник Отдела музейной педагогики и детского творчества, инициатор проекта «Клуб студентов в Национальном музее» Айгуль Кеменгерова поздравила молодежь и ознакомила с предстоящими планами.
      В мероприятии приняли участие студенты Евразийского Национального университета им. Л.Гумилева, Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Астанинского медицинского университета, Национального университета искусств, Гуманитарно-технического колледжа, а также многопрофильных колледжей. Председатель Альянса казахстанских студентов Абилкас Мейржан пожелал удачи студенческому клубу.

      Главная цель студенческого клуба при Национальном музее РК - пропаганда и популиризация в молодежной среде культурного наследия народа и ценных экспонатов, представленных в музее. Способствовать повышению уровня знаний и творческому развитию студентов. Привлечение молдодежи для участия в различных мероприятиях, проводимых в рамках программы музейного образования, а также установление тесных связей между учебными заведениями и Национальным музеем Республики Казахстан.
      В завершении мероприятия группа «NIGHTSQUAD» исполнила песни.

1000 лет со дня рождения Юсуфа Баласагуни

      Если древними предками казахов являются саки и гуны, то в более позднее время мы входили в состав тюркских государств. Когда распался великий Тюркский каганат, некогда властвоваший на просторах Турана, казахские племена вошли в состав различных государств и объединений, но народ не утратил свою общность, родственные племена смогли сохранить единый язык, единую веру и единые корни. Хотя эти события имели место много веков назад, и по сей день сохранилось много общего в языке и традициях тюркских народов. Для всех тюркских народов праздник Наурыз является главным праздником. А когда говорим об общем для всех тюрков поэтическом произведении, то одним из первых вспоминается поэма Юсуфа Баласагуни «Кудатгу билиг» («Благодатное знание»). «Кудатгу билиг» - первое политическое произведение, написанное на тюркском языке и первый образец классической поэзии на тюркском языке.

      Поэтому мы, сегодняшнее поколение, должны знать, изучать и гордиться этой жемчужиной тюркской поэзии. И в этой связи, в год 1000-летия нашего великого предка – поэта Юсуфа Баласагуни в Национальном музее Республики Казахстан профессор кафедры тюркологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, д.ф.н. Ескеева Магрипа Кайнарбайкызы прочла лекцию об этом произведении.

      В ходе лекции профессор остановилась на современных достижениях тюркологии, проблемах и новейших открытиях в этой области. Раскрывая историческое значение и языковые особенности этого выдающегося произведения, Ескеева Магрипа Кайнарбайкызы сказала: «До нас дошли три варианта этого произведения. И они хранятся в трех крупных музеях мира. Также у нас есть подстрочный перевод на казахский язык всех трех вариантов. Они введены в научный оборот, но это произведение нужно не только для науки. Нас огарчает, что поэтический перевод этой поэмы до сих пор не получил широкое распространение среди народа».
      Лекция в Национальном музее помогла обратить внимание на актуальные проблемы в изучении и популяризации этого бесценного наследия, понять многие неясные моменты и поновому взглянуть на труд великого поэта. А те, кто не знал о нем ничего, после этой лекции обязательно захотят познакомиться с ней поближе. Конечно, «незнание не осуждается, большего осуждения заслуживает мириться с незнанием»!