Люба Стерликова

Взят в руки целый мир…

Осип Мандельштам

Этот лабиринт – лишь малая часть другого, лабиринта времени…

Хорхе Луис Борхес

          Философия визуального Любы Стерликовой неотделима от современных философских парадигм пространства и времени, открывая образные актуальности в их интеллектуальных слоях. Фиксируя реальность, обозначая ее, позиция художницы балансирует на грани объективного и субъективного, между наблюдателем и участником, скрывая в отстраненности, в аскезе научно-художественного свидетельства свое личное переживание. Она способна приближать и удалять реальность, приобретая качества «машины зрения», обладающей сверхличным началом. Художница нуждается в метафизике зрения, в ее «научной оптике» как в новой оптической инструментальности, способной регистрировать толчки, покачивания, колеблющиеся состояния нашей виртуальной цивилизации. «Абстрактная картина» Любы Стерликовой возвращает свою абстрактность в современную культуру, но уже в другом, не в традиционно живописном измерении – она окрашивается рефлексией, ее образность интеллектуализируется и порой лишается предметной реальности. Ее формы наглядно подчёркивают качественно новые связи искусства с философией языка, где зрение встречается с чистым сознанием. Абстрактность здесь отождествляется не только с безграничностью материи, но с безграничностью и вариативностью концептуальных визуальных размышлений о качестве окружающего нас мира. Художницу интересует картина не как ренессансное окно, а картина как система коммуникационных связей, как интеграл смыслов, как его контекст, раскрывающийся только через полноту визуального интеллектуального опыта. Люба Стерликова в этой концепции осознает себя воспринимающим и воспринимаемым, который не только «смотрит» сам, но, главное, на которого «смотрят» и, к которому обращен взгляд сущего. Присутствие реальности в этом экологическом художественном поведении воспринимается как ее органическая жизнь, в ритмических состояниях равновесия и пульсации внутренней энергии – как прилив и отлив, приход и уход, вдох и выдох, где Да постоянно чередуется с Нет, меняя полярности и вновь возвращаясь в Да.

Художник в самом высоком смысле этого слова, Люба Стерликова переживает линию, контур, след жизни не только как намеченный пунктир, который воспроизводится в пластической феноменальности композиции. Она рассматривает реальность визуального как собственное физическое состояние, как собственный путь к событию или явлению, превращая любой пластический анализ в присутствие личной экзистенции в космических моделях.

          В этих странных и пронзительных протяженностях времени и культуры скрывается загадка Любы Стерликовой, таясь в ее необъяснимой миссии восстановления и возвращения утраченного, напоминая о непрерывности жизни поколений, о сопутствующий ей космических событиях и, в конце концов, о невозможности ее уничтожения. Очевидно, искусство Любы Стерликовой знает особый секрет, оно хранит в себе ключ к тем ситуациям, что составляют великий театр жизни, готовый умирать и возвращаться, безгранично расширяясь как наша Вселенная. Это искусство располагается в пограничных пространствах между прошлым и будущим, сном и бодрствованием, когда разум оказывается способным открывать безграничность космических координат и когда осознаешь возможность единения с сущим.

          Каждое произведение Любы Стерликовой позволяет проникнуть во внутренние измерения художественной реальности, пребывать в идеальном. Его топография живет космическими пространственными формами, приглашая участвовать в мистереальной творящейся образности, превращающей зрителя в участника. Оно не знает дистанции, сначала оказываясь как бы сценой, событием наблюдения, но тут же втягивает тебя в свою волшебную слоистость, где время, дойдя до своих пределов, останавливается и замирает. В самой структуре творчества Любы Стерликовой, в драматургии непрестанного процесса мысли и настойчивого вопрошания реализуется великий круговорот культуры и истории. «Визуальные тексты» художницы открываются как мерцающие смыслы, как океаническое покачивание. Их образы стремятся вернуться к самим истокам рождения мира, когда потоки творческого созидающего света разделили небо и землю и весь мир предстал в озарении космическим кристаллом с бесчисленными гранями. Пластическая зеркальность в этих стратегиях удваивает, умножает нашу реальность, вводит в нее новые измерения, взрывая традиционную оболочку линейной и однозначной оптики. Художница воссоздает критическую мощь первообраза, его предельную обнаженность, когда человек остается наедине с самим собой, сливаясь с окружающим пространством, наделяя современную культуру, ее метафизическую иконологию первозданной силой.

          Внутренняя организация произведений Любы Стерликовой, их классическая структура естественно формируется в своих сгущениях, наплывах и соединениях как горизонтальная модель нового художественного сознания. Уникальная технология живописи художницы, ее способность комментировать и описывать саму себя порождает эффект картины как некоего живописного объекта, где сама живопись формируется как идеальный ген искусства, подчиняясь универсальному коду Вселенной.

          В этой системе координат искусство Любы Стерликовой начинает напоминать грандиозное величественное поле битвы за идеалы, где в сценах космических одиссей проглядывает земное пространство нашей планеты. Это искусство повисает в границах будущего, в своей эстетической экологии, в феномене охранительных символах, никогда не забывая о катастрофах, превращая трагическое в гармонические идеалы и образы счастья художественной реальности.

Виталий Пацюков

«Ұлттық дәстүр және әлемге ашықтық» көрмесі

Көрменің мақсаты – 90-жылдардың басынан бастап бүгінгі күнге дейінгі Тәуелсіз Қазақстанның қалыптасу кезеңіндегі көркем бейнелеу өнерінің (кескіндеме, графика, мүсін) негізгі кезеңдерін көрсететін жұмыстарды экспозициялау. Осы кезең ішінде зерттелуі және сақталуы Қазақстан Республикасы Ұлттық музейінің Заманауи өнер бөлімінің басты бағыты ретінде қарастырылатын жаңа бірегей мәдени топ қалыптасты.

Толығырақ...

Қазақстан Республикасы Ұлттық музейінде қазіргі заманның ең әйгілі мүсіншілерінің бірі Цадок Бен-Давидтің (Zadok Ben-David, Англия, Лондон) «Түн ортасының арғы беті» атты жеке көрмесі ашылды.

Орталық Азия аумағында тұңғыш рет ұйымдастырылып отырған көрме

Ұлттық музейдің Заманауи залдарында 2014 жылдың 26 қыркүйегі мен 5 желтоқсаны аралығында өтеді.

Толығырақ...

Қытай Халық Республикасының Қазақстан Республикасындағы мәдениет күндері

ҚР Президенті Н. Назарбаевтың 2012 жылы 5-7 маусымда Қытай Халық Республикасына жасаған ресми сапарының қорытындысы бойынша ҚР Премьер-Министрінің тапсырмасына сәйкес 2014 жылғы 25-28 қыркүйекте Қытай Халық Республикасының Қазақстан Республикасындағы Мәдениет күндері өтеді.

Толығырақ...