Центр реставрации и консервации

Реставрация уникальных экспонатов

Археологические недвижимые памятники: курганы, наскальные изображения, изваяния являются ресурсом современного общества, так же как нефть, газ – природные ресурсы, которые активно использует современное человечество. Археологические памятники  такой же ресурс, своеобразный, интеллектуальный, общеобразовательный, научный. Мы современное человечество, его не создавали. Наша задача – умело его использовать и бережно к нему относится.  

А.И. Мартынов д. и. н. профессор, академии РАЕН

Желание увидеть сокровища музея привлекает в залы многочисленных посетителей, но, чтобы оно стало возможным, необходима огромная постоянная работа реставраторов.

Этот научный каталог посвящен реставрации памятников уникальных экспонатов в Национальном музее, где существует служба консервации и реставрации, которая была создана с первых дней открытия музея. Уже тогда стали проводится мероприятия по сохранению памятников культуры в первую очередь, изобразительного и прикладного искусства, таких как, живопись и графика, ювелирные изделия, керамика, коврово­-войлочные изделия и ткани.

Каталог по отреставрированным уникальным экспонатам Национального музея один из первых научных каталогов в Казахстане. В дальнейшем планируется выпускать подобный сборник регулярно, по мере накопления отреставрированных уникальных экспонатов реставраторами Национального музея. Издание рассчитано на специалистов по реставрации и привлечет внимание более широкого круга читателей, которым будет интересно познакомится с «тайной» реставрационного дела и узнать, как возвращаются к жизни и готовятся к экспонированию уникальные памятники культуры, хранящихся в Национальном музее.

Данный первый в Казахстане каталог по отреставрированным уникальным экспонатам Национального музея познакомит читателей с новыми подходами и методами реставрационной деятельности, расширит знания о профессии реставратора, проявит интерес к данной деятельности.

Цель научного каталога - альбома по реставрации уникальных экспонатов, заключается в знакомстве читателей с новыми подходами и методами реставрационной деятельности Национального музея, расширить знания о профессии реставратора и проявление интереса к данной профессии, популяризация уникальных музейных экспонатов хранящихся в фондах Национального музея. 

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА, КОЖИ И КОСТИ

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 378 экспонатов.

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ТКАНИ И КОВРОВО-ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 75 экспонатов.

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ КЕРАМИКИ, ФАРФОРА И СТЕКЛА

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 36 экспонатов.

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, БУМАГИ

В данном секторе, с 2014 по 2016 год отреставрировано 99 экспонатов.

Во всех перечисленных секторах ведется системная  работа по всем видам реставрационной деятельности   археологических памятников культуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, основной уклон ставится имено на подержание и сохранение памятников культуры находящиеся в фондах Национального музея. Огромная ответственность ложится на плечи специалистов реставрации и руководителей секторов, которые ведут кропотливую работу и отвечают за качество своей работы сохраняя все требования соответствующие  методике от рестоврации и до консервации.

В отделе консервации и реставрации четыри сектора в  котором 16 сотрудников работают в различных направлениях, согласно спицифике их деятельности, среди которых есть опытные специалисты своего дела с большим стажем за спиной которых большой опыт в реставрационной деятельности.

Во всех секторах молодые специалисты набирают теоретичесий и практический опыт реставрационого дела перенимая опыт у свойх коллег. На пртяжении всей деятельности работы службы реставрации и консервации существует некая приемствованость поколений, которая служит благоприятной основой для развития практикического опыта реставрационной деятельности в Национальном музее. 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

Реставрационная работа над чапаном Абылайхана и чапан Казыбек бия

Художники-реставраторы:  Жайлаубай Т., Жайлаубай Н.

Чапан Абылайхана до реставрации

Восстановленный чапан Абылайхана

Так выглядел чапан Казыбек бия до реставрации

Чапан Казыбек бия во время реставрации

Восстановленный чапан Казыбек бия

Художники-реставраторы:  Жайлаубай Т., Жайлаубай Н.

 

Составители:

Руководитель отдела консервации и реставрации Т.Ш. Абылкасимов

Методист службы консервации и реставрации Е.М. Молдагалиев

 

 

 

 

Центр реставрации и консервации

В апреле 2014 года при Национальном музее Республики Казахстан создан Центр консервации и реставрации. Специально для данного центра проектированы лаборатории, оснащенные передовым специализированным оборудованием, предназначенным для реставрации по типам предметов.

 

Браслет . Металл. Литье.
XV-XIII вв. до н.э. Могильник Ижевский-1. Бронзовый век.

 

Центр состоит из следующих секторов:

  • консервации и реставрации изделий из металла, дерева, кожи и кости;
  • консервации и реставрации живописи, графики, бумаги;
  • консервации и реставрации керамики, фарфора и стекла;
  • консервации и реставрации ткани и коврово-войлочных изделий;
  • химико-биологических исследований.

В переводе с латинского «restavratio» означает «восстановление». Реставраторы помогают людям увидеть первозданную красоту памятников истории и культуры, а также сохранить их от разрушения. Реставратор интересуется историей жизни предков, изучает их быт и культуру, обладает достаточным терпением и осторожностью, а самое главное – соответствующими знаниями. Восторженные лица посетителей, пришедших посмотреть на очередной осколок памяти из прошлого – награда за труды реставратора.

 

Подпряжная пряжка и поясные накладки. Железо. Литье
VII-VIII вв. Из коллекции вещей из 3-х курганов средневековья. Могильник Ижевский-2.

 

Профессия реставратора появилась ещё в средние века. В те времена от работника требовалось сохранить первоначальную красоту и свежесть произведения искусства. Сейчас к музейным реставраторам предъявляют новые требования — не только воссоздать, но и сохранить реликвию. Поэтому, неотъемлемой частью современной реставрации является консервация – сохранение предметов старины от разрушения.

 

Ступка. Бронза. Литье.
XI-XII вв. Городище Сайрам.

 

Работа специалистов предусматривает несколько этапов: профилактический осмотр состояния экспонатов; проведение выборки экспонатов из музейных фондов и экспозиций для их консервации и реставрации; изучение материалов, техники изготовления, причин повреждения экспоната; плановые реставрационные работы; научная паспортизация отреставрированных экспонатов. Выполняется обязательное фотографирование всех этапов сложных реставрационных работ. В процессе анализируют и совершенствуют современные методики реставрирования.

Как правило, реставраторы специализируются на определённых видах предметов. Очень часто специалисты работают в команде, когда приходится восстанавливать старинные предметы, которые состоят из различных материалов.Каждый предмет, имеющий историческую ценность, нуждается в своём, индивидуальном подходе при проведении реставрационных работ. Поэтому перед началом восстановления проводят исследование, по результатам которого определяют способ его реставрации.

 

Сумка для посуды. Шерсть. Ткачество.
Начало XX века. Южный Казахстан.

 

Укомплектованный профессиональными кадрами – реставраторами с мировым именем, и центр – не только практический, но и обучающий центр для всех музеев Казахстана.

 

Наконечник копья. Бронза. Литье, ковка.
XIV-XIII вв. до н.э. Могильник Джангильды-5. Костанайская область.

 

В Центре консервации и реставрации Национального музея работают такие известные мастера, как Берик Алибай, Турсун Асылбекова, Нургуль Ашимбаева.

Берик Алибай – руководитель сектора консервации и реставрации изделий из металла, дерева, кожи и кости.Имя казахского мастера-ювелира известно далеко за пределами родины. Нести в мир красоту, превращая металл в изысканное украшение, у Берика Алибая в крови – ювелирное мастерство ему передалось по наследству от деда. В работе мастер применяет самые разные способы: гравирует, шлифует или инкрустирует драгоценными камнями. Его украшения оцениваются на очень высоком уровне не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Работы Берика Алибая известны в Германии, Испании, Японии, России и Турции. В ноябре 2013 года за вклад в развитие мирового культурного наследия ювелирных дел мастер получил почетный орден Карла Фаберже.

 

Реставратор Берик Алибай за работой.

 

Асылбекова Турсун Ахметовна – реставратор ткани и коврово-войлочных изделий, имеет большой опыт в реставрации текстильных изделий. Проводит такие сложные работы, как восстановление вышивок золотом, композиционных вышивок, ветхих войлочных и текстильных изделий. Занимается реставрацией национальной одежды выполненной из кожи, натурального меха.

 

Реставратор Турсын Асылбекова за работой.

 

Ашимбаева Нургуль Нурсеитовна – мастер сектора консервации и реставрации живописи, графики, бумаги. Имеет обширный опыт в восстановлении книг, документов. Реставрировала многие рукописи, представляющие историческую и культурную ценность. Прошла стажировку в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Мастера центра провели огромную работу по реставрации экспонатов Национального музея.

Именитые реставраторы передают свои знания и опыт коллегам, делятся секретами мастерства и «растят» учеников.