Центр реставрации и консервации

В апреле 2014 года при Национальном музее Республики Казахстан создан Центр консервации и реставрации. Специально для данного центра проектированы лаборатории, оснащенные передовым специализированным оборудованием, предназначенным для реставрации по типам предметов.


Браслет . Металл. Литье.
XV-XIII вв. до н.э. Могильник Ижевский-1. Бронзовый век.


Центр состоит из следующих секторов:

  • консервации и реставрации изделий из металла, дерева, кожи и кости;
  • консервации и реставрации живописи, графики, бумаги;
  • консервации и реставрации керамики, фарфора и стекла;
  • консервации и реставрации ткани и коврово-войлочных изделий;
  • химико-биологических исследований.

В переводе с латинского «restavratio» означает «восстановление». Реставраторы помогают людям увидеть первозданную красоту памятников истории и культуры, а также сохранить их от разрушения. Реставратор интересуется историей жизни предков, изучает их быт и культуру, обладает достаточным терпением и осторожностью, а самое главное – соответствующими знаниями. Восторженные лица посетителей, пришедших посмотреть на очередной осколок памяти из прошлого – награда за труды реставратора.


Подпряжная пряжка и поясные накладки. Железо. Литье
VII-VIII вв. Из коллекции вещей из 3-х курганов средневековья. Могильник Ижевский-2.


Профессия реставратора появилась ещё в средние века. В те времена от работника требовалось сохранить первоначальную красоту и свежесть произведения искусства. Сейчас к музейным реставраторам предъявляют новые требования — не только воссоздать, но и сохранить реликвию. Поэтому, неотъемлемой частью современной реставрации является консервация – сохранение предметов старины от разрушения.


Ступка. Бронза. Литье.
XI-XII вв. Городище Сайрам.


Работа специалистов предусматривает несколько этапов: профилактический осмотр состояния экспонатов; проведение выборки экспонатов из музейных фондов и экспозиций для их консервации и реставрации; изучение материалов, техники изготовления, причин повреждения экспоната; плановые реставрационные работы; научная паспортизация отреставрированных экспонатов. Выполняется обязательное фотографирование всех этапов сложных реставрационных работ. В процессе анализируют и совершенствуют современные методики реставрирования.

Как правило, реставраторы специализируются на определённых видах предметов. Очень часто специалисты работают в команде, когда приходится восстанавливать старинные предметы, которые состоят из различных материалов.Каждый предмет, имеющий историческую ценность, нуждается в своём, индивидуальном подходе при проведении реставрационных работ. Поэтому перед началом восстановления проводят исследование, по результатам которого определяют способ его реставрации.


Сумка для посуды. Шерсть. Ткачество.
Начало XX века. Южный Казахстан.


Укомплектованный профессиональными кадрами – реставраторами с мировым именем, и центр – не только практический, но и обучающий центр для всех музеев Казахстана.


Наконечник копья. Бронза. Литье, ковка.
XIV-XIII вв. до н.э. Могильник Джангильды-5. Костанайская область.


В Центре консервации и реставрации Национального музея работают такие известные мастера, как Берик Алибай, Турсун Асылбекова, Нургуль Ашимбаева.

Берик Алибай – руководитель сектора консервации и реставрации изделий из металла, дерева, кожи и кости.Имя казахского мастера-ювелира известно далеко за пределами родины. Нести в мир красоту, превращая металл в изысканное украшение, у Берика Алибая в крови – ювелирное мастерство ему передалось по наследству от деда. В работе мастер применяет самые разные способы: гравирует, шлифует или инкрустирует драгоценными камнями. Его украшения оцениваются на очень высоком уровне не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Работы Берика Алибая известны в Германии, Испании, Японии, России и Турции. В ноябре 2013 года за вклад в развитие мирового культурного наследия ювелирных дел мастер получил почетный орден Карла Фаберже.


Реставратор Берик Алибай за работой.


Асылбекова Турсун Ахметовна – реставратор ткани и коврово-войлочных изделий, имеет большой опыт в реставрации текстильных изделий. Проводит такие сложные работы, как восстановление вышивок золотом, композиционных вышивок, ветхих войлочных и текстильных изделий. Занимается реставрацией национальной одежды выполненной из кожи, натурального меха.


Реставратор Турсын Асылбекова за работой.


Ашимбаева Нургуль Нурсеитовна – мастер сектора консервации и реставрации живописи, графики, бумаги. Имеет обширный опыт в восстановлении книг, документов. Реставрировала многие рукописи, представляющие историческую и культурную ценность. Прошла стажировку в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Мастера центра провели огромную работу по реставрации экспонатов Национального музея.

Именитые реставраторы передают свои знания и опыт коллегам, делятся секретами мастерства и «растят» учеников.