Зал современного искусства

Тематика выставки предполагает включение в экспозицию произведений художников  разных поколений, чье творчество принадлежит к наиболее актуальным направлениям изобразительного искусства Казахстана  этого периода.

Именно в 90-е годы в искусстве формировалась новая национальная идея, противоположная пафосу социального протеста конца 80-х годов. Обретенная независимость способствовала обращению к культурной памяти, ценностям традиционной культуры, в основе которой лежат сакские и тюркские представления о единстве мироздания, макро- и микро- космоса, природы и человека, предполагающие взаимосвязь духовного и материального начал, их гармонию и взаимовлияние.

Задавшие импульсы развития изобразительного искусства, 1990-е годы ярко раскрываются в наше время. Начало XXI века в искусстве Казахстана, как и в мировом искусстве, имеет общие тенденции развития: нет единых стандартов, каждая группа художников имеет свои ценностные критерии качества, язык и стиль. В это новое время изобразительное искусство достигло собственных образцовых показателей, своими чистыми концептуальными формами и гармоничностью, сформировав  значительный общественный резонанс. В плюралистическом обществе множество стилей должны сосуществовать в тесном единстве и содружестве. В опоре на духовное наследие художники слагают языки символов, превращая реальный мир в мир знаков-метафор, олицетворений, тождеств. При этом каждое направление, каждый стиль по-особому кодифицирует смысл изобразительного текста, акцентируя внимание на различных аспектах темы. В результате чего, такие традиционные направления изобразительного искусства, как реализм, символизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм во всех своих модификациях обретают новые качества, и появляется новый вид изобразительного искусства – актуальное искусство.

Мастера традиционного реализма часто обращаются к исторической тематике, каждый по-своему реконструируя исторически значимые события, бытовые эпизоды либо исторические личности, при этом концентрируя внимание на отдельных сторонах явления или героя, представляющихся автору особенно важными. Такое личностное, эмоциональное «прочтение» прошлого помогает зрителю полностью погрузиться в атмосферу увиденного. Метафорический и символический реализм используют мифологический или фольклорный материал для раскрытия сущности современных морально-этических проблем. Последователи неореализма рассматривают окружающий нас предметный мир как живое одушевленное начало, через которое человек может выразить себя, но которое и активно воздействует на человека,  во многом формируя его.

Особенно часто используют кодификацию представители  символизма – наиболее востребованного сегодня направления.  В произведениях этих авторов некий предмет, природный объект, человек либо типичный бытовой жизненный эпизод символизируют  значимое явление или понятие: любовь к Родине, протест против социальной несправедливости, проповедование морально-этических ценностей во всей полноте своих проявлений.

В пейзажной живописи  особенно востребован постимпрессионизм. Произведения, представляющие это направление  всегда полны чувства радостного восприятия мира, в них воплощено восхищение художника красотой, щедростью, силой природы. Авторам очень важно как можно более точно передать  пышный рост деревьев и цветов, яркость солнечного света, воздух, овевающий предметы.

Экспрессионизм  представлен работами эмоционально насыщенными,  когда сила чувства художника: восхищенное удивление, восторг, надежда, протест, – воплощена в форсированном цвете и энергичном, часто  «нервном» мазке, под влиянием которого естественные формы предмета искажаются.

В символических композициях, выполненных в  стиле "дадаизм", мир часто  предстает в своем лирическом варианте, столько в них чистоты и непосредственности, «детскости» в восприятии мира. Дадаистические полотна — это мир новых универсальных категорий ценностей человека.

Наиболее сложными для восприятия часто становятся произведения абстракционизма, в них мировоззрение художника выражается через геометрические фигуры, олицетворяющие мир понятий и чувств автора, их конфигурацию, взаиморасположение, их цвет, что дает зрителю максимальную свободу интерпретаций и ассоциаций, пробуждает его фантазию.

Актуальное искусство – одно из новейших завоеваний современной культуры. Различные его виды: перфоманс, хеппенинг, инсталляция, ассамбляж и т.п. резко контрастируют с привычными представлениями об изобразительном искусстве, вводя в ареал эстетических представлений предметы и явления, изначально таковыми не являющиеся. Здесь очень важна позиция художника, сумевшего увидеть в них некий феномен культуры и в эмоциональной, сугубо личностной форме передать свои представления зрителю. Это – одно из наиболее социально направленных видов изобразительного искусства.

Графика представлена произведениями наиболее известных представителей этого периода. Их жанровые пристрастия разнообразны – от исторического до бытового жанра, пейзажа, портрета.  Также важно и то, что в экспозиции имеются все виды этого искусства: акварель, рисунок, офорт, литография, линогравюра.